Советский проект – порода лошадей российской селекции. Выведенная в 19 веке порода могла исчезнуть с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых рабочих лошадок снова растет, и приусадебные хозяйства восстанавливают поголовье этих животных.
Советский тяжеловоз
Грузовые автомобили используются для перевозки грузов
Советская тяжеловозная порода лошадей
Советская лошадь
Советская тяжеловозная порода лошадей
Красный конь
Гнедая лошадь
Эвакуатор с легкой гривой и хвостом
Красная кобыла с жеребенком
Советский конь с мощным телосложением
История породы
Несмотря на то, что название породы имеет прямое отношение к СССР, селекция лошадей этой породы началась еще в 19 веке. В племенной работе принимали участие два хозяйства: в Мордовии и в Нижегородской области. В то время в России большим спросом пользовались упряжные лошади – они активно занимались сельскохозяйственными работами и возили лес. Местное население использовало для этого крепких рабочих лошадей, полученных от скрещивания местных кобыл с тяжеловозами.
В 19 веке на фермы завезли европейских племенных рабочих лошадок – брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов принято считать фландрских лошадей, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому тяжелый грузовик из СССР смело можно назвать далеким потомком средневековых рыцарских коней.
Привезенные в Россию из Европы тяжелые грузовики отличались мощной сборкой и послушным нравом, но они не переносили сурового российского климата. Однако от скрещивания европейских упряжных жеребцов с битюгскими кобылами в стадах были получены жеребята с хорошими данными. Взрослые лошади были немного меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.
В конце 1910-х годов заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо должно было быть сформировано теми потомками брабансонов и суффолков, которые остались на фермах в Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х годах владельцы ранчо заметили, что потомки европейских тягачей сохранили свои гены и передавали их из поколения в поколение. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны породу удалось зарегистрировать только в 1952 году. Ее называли советским тяжеловозом.
Характеристики
Высокие и мускулистые лошади этого вида имеют крепкое телосложение. Жеребцы весят около 900 кг. Лошади отличаются массивным телом, широкой грудью, мощными ногами и крепкой шеей. На заднем плане голова лошади кажется маленькой.
Окрас животных преимущественно красный или лавровый; Возможны красно-чалый или гнедо-чалый.
В некоторых случаях у представителей этой породы наблюдается неправильное положение задних конечностей. Эта косолапость не влияет на рабочие качества животного. Однако у лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильное положение задних конечностей может вызвать выбраковку и исключение из племенной работы.
Животные обладают спокойным характером. В то же время лошади энергичные и трудолюбивые. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добродушными. Это связано с направленностью селекционной работы. Во время разведения породы заводчики старались передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и самодовольство.
Вам может быть интересна статья на тему: Русский рысак
Продуктивность
Показатель плодовитости у лошади этого вида средний, он составляет 50-75%. Однако кобылы этой породы отличаются высокой молочной продуктивностью. В период лактации от животного можно получить более 3000 литров молока, а рекордные показатели достигают 6000 литров. Быстрый рост молодняка также является преимуществом советских тяжеловозов и делает породу пригодной для мясного животноводства.
Питаясь молоком матери, жеребенок набирает в сутки 2 кг веса. К полугодию животное уже весит 500 кг.
Представители этого вида могут заниматься тяжелым трудом на протяжении 2,5 лет. Кобыл начинают использовать в разведении с 3-х летнего возраста. Животное способно давать потомство до 17 лет. Кроме того, советские тяжелые грузовики используются для улучшения местного конного поголовья. Молодняк первого поколения наследует от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.
Уход и особенности содержания лошадей
Представители этого вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как и всем крупным лошадям с конскими копытами, этим лошадям нужна просторная, сухая и легкая конюшня. Лошадям нужен постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Возле конюшен обустроена пешеходная зона, так как советская тяжеловозная порода лошадей требует физических нагрузок и длительных прогулок.
Если животное занимается тяжелой работой, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда большегрузу приходится промывать копыта проточной водой, очищать ноздри от скопившейся в них пыли и попавшей в них слизи. Хвост и гриву лошади моют два раза в неделю, после чего расчесывают расческой или щеткой с натуральной щетиной.
Полноценный рацион упряжных лошадей имеет важное значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на большие размеры, у животных относительно небольшой желудок, поэтому дневная норма кормления делится на 4-8 небольших порций.
Достижения
Советская тяжелая рабочая лошадка способна самостоятельно перемещать поезд массой 15 т. Соревновательные силовые испытания рабочих лошадей проводятся с 1950-х годов. Участвовать могут домашние животные старше 4 лет.
Испытания состоят из нескольких этапов. Лошадь должна пройти 2 км рысью с грузом весом 1,5 тонны, затем она должна преодолеть это расстояние за один шаг, неся груз 4,5 тонны, финальное испытание – перетащить груз весом 9 тонн на максимальное расстояние.
Тяжелые грузовики этого типа часто становятся чемпионами подобных соревнований. В 1957 году жеребцу Форс удалось переместить груз массой 23 тонны на 35 метров. В 1968 году победителем стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Он тащил 9-тонный груз более 2 км.
Порода сегодня
С распадом Советского Союза развитие породы остановилось. Фермы, где содержались животные этой породы, прекратили тестирование молодых и взрослых упряжных лошадей. Однако в некоторых российских хозяйствах лошади этого типа до сих пор используются в качестве тягового средства. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.
В России поддержанием поголовья племенного поголовья занимаются 3 хозяйства. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) – в Мордовском крае. Поскольку племенное разведение ведется на коневодческих фермах по разным направлениям, в рамках этой породы сформировалось 2 типа современных советских большегрузных автомобилей.
Заводчики Нижегородской области продолжают развивать у животных признаки, характерные для породистых брабансонов. Это традиционный тип, для которого характерно массивное телосложение лошадей и их высокий рост. Мордовские заводчики используют в племенной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не такие массовые, как упряжные лошади Нижегородской области.