Хорошая упряжь для лошади так же важна, как условия ее жизни и рацион питания. Хорошая упряжь – это то, что защищает животное от травм и снижает нагрузку на лошадь во время работы.
Однако существуют различные типы жгутов, поэтому перед начинающими владельцами лошадей часто встает вопрос – какой из них выбрать? В этой статье мы рассмотрим разновидности и состав конской сбруи.
Жгут проводов – основные компоненты
Наиболее распространенные жгуты для лошадей состоят из упряжи и шлейки. Каждая деталь должна подходить животному по размеру и позе, которая должна быть индивидуально подогнана под лошадь.
Важность конской сбруи подчеркивается тем, что с незапамятных времен ее берегли как зеницу ока и не жалели на нее денег. Чаще всего их делали на заказ, тщательно подгоняя под конкретное животное. В настоящее время на рынке или в специализированных магазинах можно приобрести готовые жгуты.
Основными компонентами упряжи являются пряжка, уздечка, бант, скобы, поводья и жгут, при необходимости могут быть добавлены и другие.
Заводские сбруи из магазина дешевле, чем сделанные на заказ, но никто не может гарантировать, что все детали купленной сбруи будут идеально подходить лошади. Именно поэтому опытные коневоды по-прежнему рекомендуют выбирать каждый элемент отдельно, ориентируясь на параметры конкретного животного.
Шлейка – это самая важная и незаменимая шлейка. Именно через этот элемент тяговое усилие передается на тележку или сани. Ярмо должно располагаться на шее лошади таким образом, чтобы оно не ограничивало свободу движений и не мешало свободному дыханию. Он не должен быть ни слишком длинным, ни слишком широким. В противном случае это может повредить кожу лошади или вызвать другие повреждения, которые уменьшат тяговое усилие. Шлейка должна быть прочной и крепкой, чтобы правильно и безопасно закрепить ее.
Назначение шлейки – удерживать ошейник на месте, особенно в те моменты, когда животное спускается по склону или тормозит после оседания. Он регулируется таким образом, чтобы рука человека могла быть зажата между ишиасом животного и ремешком на ошейнике.
Шлейка состоит из нескольких ремней. Шлейка изготовлена из прочной и высококачественной кожи, что придает ей необходимые свойства. Размер этого элемента должен быть тщательно определен, исходя из параметров конкретного животного. Неправильно подобранная по размеру упряжь может привести к ссадинам и другим повреждениям кожи лошади.
Подробнее о: Как живут дикие лошади и места их обитания
Кроме того, прочность и долговечность всех компонентов ремня безопасности во многом зависит от качества ремня. Она должна быть изготовлена только из хорошей кожи, так как этот материал не раздражает животное и хорошо прилегает к телу.
Уздечка считается экспертами самой сложной частью упряжи лошади.
Она состоит из поводьев, уздечки и уздечки, которая окружает голову лошади. Наиболее практичной является так называемая маршевая уздечка, которая позволяет вести лошадь дублированными прутьями и дает возможность поливать водой, не отстегивая лошадь.
Кожаные или текстильные вожжи также необходимы для всех типов жгутов.
Уздечка является частью шлейки и используется для фиксации и поддержки всей шлейки с уздечкой. Седельно-сцепное устройство также используется для передачи тягового усилия и распределения его по спине лошади. Различают лежачее и горбатое седло. Седло крепится к спине с помощью ремня.
Уздечка проходит над сиденьем (откуда и пошло название) и крепится двумя концами к правому и левому валам. Он также отвечает за поддержку веса лука, древка и воротника и за передачу тягового усилия на седло.
Подреберье, как и крышка, представляет собой кожаный ремешок. Два ремня соединены кольцом и прикреплены к веслам петлями. Подбрюшье также защищает ремни безопасности от повреждений. Он проносится под подпругой и крепится с обоих концов к обоим валам. Высота шахт над землей должна быть оптимальной, ни слишком высокой, ни слишком низкой.
Важной частью упряжи лошади является лука. Он служит для крепления ошейника к поводьям с помощью клыка. Он также действует как амортизатор при рывках или внезапных ударах, поэтому он должен быть не только прочным, но и пружинистым.
Весла должны быть одинаковой длины.
Обычно они изготавливаются из прочной древесины.
Разновидности конской сбруи
Важно, чтобы сбруя была высокого качества и подходила лошади по размеру. Кроме того, она должна быть легкой и простой в ремонте.
Также по теме: Как совокупляются лошади?
Существует множество типов жгутов. Они делятся на различные категории в зависимости от их назначения:
Сельскохозяйственные упряжи делятся на однолошадные и двулошадные.
Транспортная упряжка предназначена для перевозки тяжелых грузов, поэтому в ней обычно участвуют несколько лошадей (две, четыре, шесть и т.д.).
Выездковая упряжь относится к выездковой упряжи, поэтому количество животных в ней может варьироваться.
Все типы упряжи также делятся на одноконные, двуконные и многоконные.
Упряжки для одной лошади чаще всего используются для сельскохозяйственных работ. Лошадей можно седлать бок о бок или друг за другом. Давайте рассмотрим эти варианты подробнее.
Уздечка для лошади
Одноконная
Жгуты для одной лошади могут быть дугообразными или без дуги. Как следует из названия, сбруя для одной лошади может быть установлена на сбрую для одной лошади. Упряжь для одной лошади состоит из луки, ярма, вожжей, супони, оглобель, седла, дужки, уздечки, уздечки и вожжей.
Уздечка – это ошейник, который принимает на себя весь вес повозки. В упряжь также входят ременные стропы, сбруя, уздечка, вожжи и т.д. Этот жгут также называют оглоблей-постромо жгута. В этом варианте часто используются более короткие валы, которые крепятся не к ярму (которого там нет), а к седлу, которое лежит на спине животного.
Постромочно-дышловая упряжь
Эта версия одинаково подходит для одной или двух лошадей. Основной частью упряжи является дышло, которое жестко закреплено на валу.
Однако, особенно когда этот тип упряжи используется для тяги двухколесного оборудования, нередко лошади получают травмы из-за того, что дышло оказывает слишком сильное давление на ярмо. Чтобы избежать этого и улучшить работу лошади, рекомендуется установить пятое седло и закрепить стремена ремешком.
Постромочный вариант
Это очень простой, но очень неудобный жгут. Причина этого заключается в том, что трудно зацепить тележку, когда она находится в движении вперед. Ярмо предназначено для передачи тягового усилия от зажима непосредственно через стремя без участия вала.
Отсутствие дужек означало, что при торможении повозка могла ударить лошадь, поэтому у лошади должен быть собственный тормоз.
Тачаночный тип запряжки
Четыре лошади в карете запряжены бок о бок. В наши дни это большая редкость, чаще всего ее можно увидеть в сценических постановках. Этот жгут называется постомо-слешным жгутом. Центральное дышло используется для запряжки средней пары животных. Боковые пары крепятся к кареткам (правой и левой) ремнями.
Другие материалы по теме: Распространенные болезни лошадей
Комбинированная запряжка
Это типичная европейская конструкция для конной упряжки с большим количеством лошадей (обычно шесть-восемь). Упряжь включает дышло с ремнями и роликами.
Игорь Николаев Спросить автора
При использовании такого варианта на первый план выходит подбор лошадей по показателям роста и силы. Жеребцы должны быть достаточно высокими и сильными, чтобы удержать повозку.
Лошади жеребцов (в парах или тройках с примаками) запряжены веревкой и отвечают за поворот всей повозки. Перед жеребцами стоят лошади, которые известны как лошади-носители. Они также запряжены стременами. Их главная роль – задавать общее направление курса.
Упряжка Цуг
Цуг – это чисто немецкое изобретение. В упряжке шесть лошадей (двойная сбруя).
Сейчас такой вариант используется редко (разве что в различных исторических передачах и кадрах к фильмам).
Суть упряжки заключается в том, что лошади следуют друг за другом в вагоне поезда, попарно или по отдельности.
Этот термин относится к посмертной версии, когда запрягают одну или две пары первоцветов, а всех остальных выводят.