Шайр (Шайрская лошадь) – порода английских упряжных лошадей. Графства являются потомками средневековых боевых коней Great Horse (позже переименованных в English Black). Название «черный», по мнению некоторых историков, было дано Оливером Кромвелем и первоначально относилось к лошадям породы фризе с черной одеждой. Порода Шайр была выведена путем скрещивания импортных фризских и фламандских лошадей с местными кобылами. Первоначально в округах были исключительно военные лошади, и лишь через некоторое время их начали использовать в качестве тяжелых упряжных и обычных лошадей.
Внешние признаки породы
Графства, несмотря на свое древнее происхождение, по большей части не полностью однородны. Некоторые лошади необычайного веса и размера подходят только для неторопливой походки, в то время как другие, складные и большие лошади, уже подходят как для повозки, так и для плуга.
Пропорционально развитые части тела – важная особенность этой породы. Широкая спина и грудь, один и тот же крестец, придают шайру замечательную силу и выносливость. Эти лошади крепко держатся за туловище и отлично питаются. Также различается окрас шира.
Основные характеристики породы
Происхождение: Великобритания.
Цвет: черный, гнедой, красный, серый.
Высота в холке: 1,65 – 1,80 м.
Использование: тяжелая команда.
Характеристики: самые сильные, крупные и тяжелые лошади.
Красный, серый, каштановый, черный: лошади на любой вкус. Для шира типичны бывшие чулки (как правило, на задних лапах) и лысина на голове.
Серое платье Shire с роскошной гривой
К недостаткам породы можно отнести сильный мороз, сырость, не всегда достаточно коренастый. Однако все эти недостатки, скорее всего, исчезнут в ближайшее время, потому что особи, для которых характерны указанные недостатки, менее ценятся, и заводчики усиленно работают над устранением этой проблемы. В настоящее время в Англии популярны скрещивания Шира с породистыми кобылами, в результате которых рождаются подходящие упряжные лошади.
В начале 50-х годов ХХ века графства скрестились с Клайдесдалом, в результате чего они обзавелись толстыми шелковыми фризами на ногах. Этот крест был создан для решения проблемы кусания мошек и старых лошадей. На передних конечностях от запястья вокруг всей лапы и на задних конечностях, начиная с скакательного сустава, растут фризы. Лошади с белыми отметинами на ногах в настоящее время пользуются спросом на рынке.
Особенности характера и нрава
Лошади Шайра отличаются спокойным и уравновешенным темпераментом. Управляемость – одна из важных характеристик и достоинств этой породы. По этой причине Шир часто используется для скрещивания с другими лошадьми, чтобы получить послушных жеребят.
История породы
Шайрские лошади были выведены в Англии 18 века путем многоступенчатого скрещивания фламандских и голландских жеребцов с местными кобылами. В то время графства разводились по всей Англии, особенно в Норфолке, Линкольне, Хантингтоне, Кембридже, Дерби, Ноттингеме и т.д. Согласно полученной нами информации, в то время округа назывались «Старый английский черный», «Большая лошадь», «Линкольнширский великан», «Шир». В зависимости от места происхождения лошади внутри породы отличались друг от друга.
Предки современного Шира – жеребец по имени Пакингтон Слепая Лошадь (Packington Blind Horse). Он жил с 1755 по 1770 год в небольшой деревне под названием Пакингтон. Если лошадь была слепой, то достоверность этого факта, к сожалению, не подтверждена. Но именно пакингтонская слепая лошадь была записана как первая лошадь породы Шайр в Шайрской племенной книге, опубликованной в 1878 году. В то время представителей этой породы еще называли «английскими упряжными лошадьми», но спустя 6 лет они, наконец, стал графством.
Шайры на поле соревнований по вспашке.
Наши предки активно использовали Шире для тяжелых сельскохозяйственных работ. По мере улучшения дорог появлялось все больше дилижансов, в связи с чем возросла популярность и спрос на большегрузные автомобили. В то же время заводчик Роберт Баквилл скрестил Шайрс с фризами, что существенно повлияло на дальнейшее развитие этой породы. После «вливания свежей крови» округа, несмотря на свои размеры, стали более мобильными и гибкими.
В 19 веке лошади были основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве
В 19 веке лошади были основной рабочей силой в промышленности и сельском хозяйстве, особенно на железных дорогах и в портах. Для выполнения работы требовались лошади с гигантской мышечной силой. Шайры работали на улицах и в доках города. Обычаи времени и требования империи требовали лошадей поистине невероятной массы и силы, а также безупречного послушания. Всеми этими качествами обладали шайрские лошади. В то время это были самые мощные и самые большие тяжелые грузовики во всей Британии.
Средняя высота в холке у жеребцов Шира колеблется от 1,66 до 1,76 м. Мерины и кобылы были немного меньше по размеру. А лучшие представители породы достигли в холке 1,85 м. Вес уездов достиг 1,2 тонны. Графства, жившие в девятнадцатом веке, имели длинную и мускулистую шею, большую и грубую голову со слегка выпуклым профилем и широким лбом, бочкообразное тело, низкую холку, мощные ноги, увенчанные крепкими копытами.
Чрезвычайная сила и высокий рост графств позволили им установить несколько мировых рекордов. В частности, лошади Шира являются официальными рекордсменами по грузоподъемности. В апреле 1924 года на престижной выставке «Уэмбли» два округа были подключены к динамометру и приложили силу около 50 тонн. Те же лошади поезда, идущие по гранитной мостовой и к тому же скользкие, сдвинули с места груз весом 18,5 тонны. На той же выставке мерин графства по имени Вулкан выполнил разрыв, который позволил переместить груз весом 29,47 тонны.
Самсон – самая большая лошадь в мире
Настоящие великаны родились в Шире. Например, в Англии в 1846 году родился жеребенок необычайно крупного размера. Его назвали Самсон – в честь библейского силача. А когда Самсон подрос, его высота в холке уже достигла 2,19 м и жеребца переименовали в Мамонт. С этим прозвищем он вошел в мировую историю коневодства, как самая высокая лошадь из когда-либо существовавших.
Принимая во внимание высокую потребность в большегрузных автомобилях для нужд промышленности и постоянно развивающейся армии (а в те времена, как мы помним, было много войн), графства распространились на рубеже XIX и XX веков. А в 1878 году даже было создано Shire Horse Society, которое процветало до 30-х годов 20 века, когда появились первые тракторы и другие плоды начала технического прогресса. В 1950-х и 60-х годах 20 века численность шайра, как и многих других лошадей, значительно сократилась, и над породой даже нависла реальная угроза исчезновения. Но несколько заводчиков-альтруистов спасли Шир, и порода позже вернула былую популярность. В 1980-е годы использовалось более 100 производителей и регистрировалось более 400 регистраций в год.
Шир бежит по снегу
Одной из причин возрождения былого интереса к округу стало появление наград жеребцов. Средства для этого были предоставлены Shire Horse Society из доходов ипподрома и представлены на ежегодной выставке, проводимой в марте. Это сумма более 35 000 фунтов стерлингов. Еще одна причина роста популярности – увеличение рынков сбыта, в частности, за рубежом.
В настоящее время шайрских лошадей активно используют пивовары. Сегодня на улицах многих английских городов можно встретить стилизованную команду, разносящую кеги с пивом. Кроме того, графства запряжены фургонами и тележками для различных шоу и праздников. Лошади Шайра также участвуют в соревнованиях по вспашке и перетягиванию.
Породы лошадей
Основные характеристики породы
Происхождение: Великобритания.
Цвет: черный, гнедой, красный, серый.
Высота в холке: 1,65 – 1,80 м.
Использование: тяжелая команда.
Характеристики: самые сильные, крупные и тяжелые лошади.